Основная терминология в страховании

Транспортным средством называют устройство, которое предназначено для перевозки людей (пассажиров), грузов или оборудования, установленного на нем, по дорогам. Также к транспортным средствам относят прицепы, полуприцепы (прицеп-роспуск), которые не имеют двигателей и двигаются всегда в составе с основным механическим транспортным средством. Транспортные средства являются согласно законодательству Российской Федерации участниками транспортного движения.

Использованием транспортного средства называют эксплуатацию транспортного средства во время его движения по дорогам (кроме железных дорог) и по прилегающим и приспособленным для движения территориям (например, дворы, стоянки, заправочные станции). При этом следует заметить, что эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве, не связанная с участием транспортного средства в дорожном движении, не относится к понятию использования транспортного средства.

Ограниченным использованием транспортного средства называют использование транспортного средства только под  управлением тех водителей, которые указаны в договоре обязательного страхования, либо только в течение того периода времени, который указан в страховом договоре (например, 6 месяцев в году).

Владельцем транспортного средства является его собственник, либо то лицо, которое распоряжается транспортным средством на праве хозяйственного ведения, либо имеет  право осуществлять оперативное управление транспортным средством на других законных основаниях (например, на основании договора аренды, имеющейся доверенности на управление транспортным средством, передача транспортного средства по распоряжению соответствующего органа). Владельцем транспортного средства не является то лицо, которое управляет им в рамке своих служебных или трудовых обязанностей, например, на основании трудового договора или иного гражданско-правового договора с собственником транспортного средства.

Водитель — это лицо, осуществляющее управление транспортным средством (непосредственно использующее транспортное средство) на основании права владения им, либо право распоряжения им, риск его ответственности внесен в страховой договор обязательного страхования. Водитель может осуществлять управление транспортным средством на основании трудового договора, либо иного гражданско-правового договора с собственником или владельцем транспортного средства. При управлении учебным автомобилем в момент обучения вождению водителем является обучающее лицо.

Потерпевшим считается лицо, включая пассажиров транспортного средства, здоровью, жизни или имуществу которого был нанесен вред  при использовании транспортного средства водителем. Правила, которые распространяются на потерпевших, сохраняют свое действие и на лиц, которые несут ущерб вследствие потери кормильца либо наследников потерпевших, либо на других лиц, имеющих право на возмещение ущерба.

Местом жительства или местом нахождения потерпевшего является место жительства, которое определено согласно законодательству Российской Федерации. Для юридического лица законодательством определяется место нахождения.

Страхователем является тот владелец транспортного средства, который заключил договор обязательного страхования со страховщиком, именно он обязан оплатить страховую премию.

Страховщиком является страховая организация, которая имеет право осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства на тех условиях и согласно тому порядку, который определяется Федеральным законом и Правилами страхования при наличии разрешающего документа (лицензии на страховую деятельность), который выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за страховыми компаниями.

Представителем страховщика называют обособленное подразделение стразовой компании, обычно ее филиал, расположенный в субъекте Российской Федерации, которое выполняется полномочия страховщика в рамках полномочий, предусмотренных гражданским кодексом Российской Федерации, и рассматривает в рамках этой деятельности требования по страховым выплатам, осуществляет выплаты страховых компенсаций. Либо представителем страховщика может стать другой страховщик, которые выполняет все перечисленные выше действия на основании договора со страховщиком.

Профессиональным объединением страховщиков является некоммерческая организация , которая функционирует в установленном порядке для того, чтобы обеспечивать взаимодействие страховщиков, разрабатывать и контролировать соблюдение правил страховой деятельности.

Страховым полисом обязательного страхования называют документ установленного образца, в котором удостоверяется осуществление обязательного страхования.

Страховые тарифы — ставки стоимости, которые определяют размер страховой премии по договору обязательного страхования, при этом обязательно учитываются объект обязательного страхования, характеристики страхового риска, что установлено в Федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховые тарифы применяются страховщиком для определения размера страховой премии, состоят страховые тарифы из базовых ставок и поправочных коэффициентов.

Страховой суммой называют денежную выплату, определенную Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Страховая сумма определяется в рублях. Страховщик обязуется возместить потерпевшим причиненный вред при наступлении каждого страхового случая за период действия страхового договора обязательного страхования в пределах страховой суммы.

Страховой премией является сумма, определенная в валюте Российской Федерации, которую, в соответствии с договором обязательного страхования, страхователь должен уплатить страховщику при заключении страхового договора.

Страховой выплатой является та денежная сумма, которую выплачивает страховщик потерпевшим согласно договору обязательного страхования для возмещения ущерба и вреда здоровью, жизни или имуществу при наступлении страхового случая. Если причинен лишь вред имуществу, страховщик имеет право, получив согласие потерпевшего, произвести не денежное возмещение, а компенсировать вред в натуральном виде, например, провести ремонт либо заменить имущество, если данная компенсация укладывается в размеры страховой суммы.

Акт о страховом случае — это документ, который составляется представителями страховщика после того, как потерпевший подает заявление о страховой выплате. В акте о страховом случае должны быть отражены причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, которое явилось страховым случаем, последствия данного происшествия для потерпевшего, размер понесенного им ущерба, размер страховой суммы для выплаты. Именно акт о страховом случае подтверждает решение страховщика провести страховую выплату потерпевшему.

Компенсационными выплатами считаются все выплаты потерпевшему, которые осуществляет профессиональное объединение страховщиков, либо теми страховщиками, которые действуют за счет профессионального объединения на основе заключенного между ними договора, с целью компенсации вреда жизни, здоровью потерпевшего в том случае, если страховщик не может выплатить страховую сумму по причине того, что причинивший вред страхователь не исполняет свои обязанности по страхованию, либо если страховщик в судебном порядке признан банкротом, либо лицо, причинившее вред, неизвестно.

Независимая экспертиза — это экспертиза, которая проводится для выяснения всех обстоятельств причинения вреда потерпевшему, а также для определения размеров убытков, которые необходимо возместить при нанесении вреда имуществу. Если было повреждено транспортное средство, во время экспертизы необходимо выяснить все обстоятельства дорожно-транспортного или иного происшествия, а также определяется технология, необходимые средства, методы и стоимость требуемого ремонта, для чего проводится независимая техническая экспертиза, порядок проведения которой регламентирован правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

ООО "PROГАРАНТ" - Все права защищены.